ПАМЯТИ УЧЕНОГО-ФОЛЬКЛОРИСТА ИВАНА БАКСУРОВИЧА ШИНЖИНА (1934–2024)

Сегодня ушёл из жизни известный алтайский сказитель-кайчы, фольклорист-полевик, эпосовед, писатель, педагог, знаток народной культуры Иван Баксурович Шинжин.

Иван Баксурович Шинжин родился 29 июня 1934 года в урочище Малый-Улегем в семье потомственного сказителя Боксура из рода иркит и Чокуш из рода тодош. Его детство было омрачено ранней утратой родителей, после ухода которых он воспитывался в семье старшего брата Бёдёс и его супруги Тырлама. С детства мальчик был погружен в самобытную фольклорную среду, видел многих сказителей-кайчы того времени, слышал их сказания. Искусством горлового пения владели его старшие братья Бёдёс и Тензе. Одаренный талантом к сказительству, Таныспай рано усвоил навыки горлового пения и эпические произведения.

После окончания Улегемской начальной школы, Таныспай учился в Онгудайской школе, где он впервые пробовал писать стихи. К началу очередного учебного года судьба повела его в Каракольскую школу. Оттуда мальчик был отправлен сначала в детский приют в селе Майма, а затем переведен в областной детский дом в Горно-Алтайске. В детском доме он продолжал исполнять героические сказания, изготовив самодельный топшуур из подручного материала, и часто уединялся на задворках. Конечно, его занятия не могли остаться незамеченными, но, будучи чрезмерно застенчивым, он отказывался от выступлений со сцены. Директор детдома Л. С. Чичинов, от которого мальчик-сирота получил ценные напутствия в жизнь, с пониманием относился к своему подопечному и отмечал его способности к рисованию.

Во время учебы в Областной национальной школе (1954–1956 гг.) Таныспай посещает литературный кружок, организованный учителем алтайского языка и литературы М. В. Бабаевой с активным участием Г. В. Кондакова. Поддерживали молодых литераторов С. С. Суразаков, также молодой поэт Л. В. Кокышев, оказавший большое влияние на становление начинающего писателя. С этой поры литературное творчество стало увлечением Т. Шинжина на всю жизнь.

Получив аттестат о среднем образовании, Таныспай вернулся к родственникам в родное село и год проработал в колхозе «Искра». В следующем 1957 году он поступил на историко-филологический факультет Горно-Алтайского государственного пединститута. В студенческие годы Т. Шинжин начал сотрудничать с региональной газетой «Алтайдын Чолмоны», областным радио. Он писал заметки, статьи, публицистику, свои первые стихи. После успешного окончания учебы в 1962 году Иван Баксурович по распределению работал учителем в Мухор-Тархатинской восьмилетней школе Кош-Агачского района, затем – в Хабаровской и Ининской школах Онгудайского района.

Педагогическая деятельность Ивана Баксуровича была активной с первых дней. Помимо учебных часов, он вел литературный кружок, участвовал в районных и областных методических объединениях учителей, посещал открытые уроки коллег. Позже, в 1970 году уже опытный педагог переехал в Горно-Алтайск и стал работать методистом Областного института усовершенствования учителей. Он разработал учебно-методическую литературу для учителей-словесников, написал ряд методических статьей.

Научная деятельность Ивана Баксуровича началась с 1973 года. Осенью этого года в ГАНИИИЯЛ был открыт сектор народного творчества, куда пригласил его работать директор института П. Е. Тадыев. За годы работы в институте он внес большой вклад в гуманитарную науку. Результаты его полевых исследований по сбору фольклорных и этнографических материалов по селам Республики Алтай представлены в многочисленных папках, хранящихся в архиве НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова. Записи фольклориста-полевика включают практически все жанры алтайского фольклора. Полевые фольклорные материалы в его записи включены в тома «Алтайская народная сказка» (2002), «Несказочная проза алтайцев» (2011) серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». В последнем из них он был в числе составителей тома.

Увлеченность искусством кая определила направление исследований Ивана Баксуровича и потому в центре его научных интересов всегда стояло сказительское искусство алтайского народа. Исследователь уделял большое внимание изучению жизни и творчества сказителей, а собственная исполнительская практика значительно помогала ему в научном изучении сложных вопросов сказительства, связанных с искусством исполнения эпоса горловым пением кай. Богатое научное наследие исследователя включает более 300 статей и монографических исследований «Кайчы А. Г. Калкин» (1984, 1986), «Сказитель А. Г. Калкин» (1987), «Сказитель Н. К. Ялатов и «Бессмертный Янгар-богатырь»» (1997), «Тропой, проложенной веками» (1997), «Мастерство сказительского искусства П. В. Кучияка» (2001).

Иван Баксурович выступил составителем ряда сборников фольклорных материалов, осуществил переводы текстов алтайских песен для сборника «Алтайские народные песни огненных лет» (2001). Исследователь продолжил большую работу, начатую С. С. Суразаковым, по подготовке и изданию алтайских героических сказаний, публикуемых в серии «Алтайские богатыри (Алтай баатырлар)» и выступил составителем X–XIII томов. Большой заслугой ученого является осуществление записи от Н. К. Ялатова и подготовка к изданию крупного героического сказания «Янгар» (1997, 2002, 2004).

И. Б. Шинжин безупречно владел разными видами горлового пения и его выступления всегда имели большой успех. Именно он впервые широко продемонстрировал алтайский кай, выступая во многих городах России и зарубежных стран. Отрывки героических сказаний «Алтын-Саадак» и «Ак-Кобен», исполненные И. Шинжиным горловым пением, записаны на грампластинки. Самого кайчы неоднократно приглашали исполнить кай для озвучивания мультипликационных фильмов «Сказитель» (1982), «Букет цветов» (1986) и художественных фильмов «Смерч» (1988).

Искусству горлового пения Иван Баксурович обучил целую плеяду исполнителей горлового пения, воспитал ряд кайчы-сказителей. В 1991 году им была организована первая школа юных сказителей, а в последующем общественная организация «Школа юных сказителей Республики Алтай». Благодаря его инициативе, различные стили исполнения эпоса усвоили учащиеся школ, студенты. На этой основе выросло новое поколение кайчы. В 2003–2007 годы он вел занятия по горловому пению для студентов Колледжа культуры и искусства им. Г. И. Чорос-Гуркина. Сегодня многие успешные деятели культуры и искусства называют его своим учителем и наставником.

Многогранность личности И. Б. Шинжина проявилась в его поэтическом даре. Он является автором более 25 книг стихов, рассказов, повестей на алтайском и русском языках. Его перу принадлежат повести «Песни горных рек», «Когда цветет черемуха», «Ырыс экелген ижемји». С особым вниманием в них рассказывается о семье, ежедневных земных радостях простых людей алтайского села, пробуждении первого чувства любви. Многие произведения писателя включены в образовательные программы, а на основе его произведения «Слёзы» («Кӧстиҥ јажы») в 2002 году поставлен телевизионный фильм.

Находясь на заслуженном отдыхе, Иван Баксурович неустанно продолжал научную и просветительскую деятельность, принимая активное участие в традиционных народных праздниках, различных конкурсах и фестивалях, научных мероприятиях, проводимых в Республике Алтай. Иван Баксурович вместе с супругой Зоей Шакаевной воспитали троих детей, передав им свою любовь, жизненный опыт и глубокие знания.

Иван Баксурович Шинжин прожил достойную жизнь, оставив богатое культурное наследие и добрую память о себе. Коллектив НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова приносит искренние соболезнования супруге, детям, внукам, родным и близким.