Светлана Петровна Тюхтенева – талантливый этнограф, яркая исследовательница, посвятившая свою жизнь изучению фундаментальных основ алтайской культуры. Ее работы стали заметным вкладом в развитие алтайской этнографии, культурологии и философии в начале XXI в.
Светлана Петровна родилась в 1963 году в селе Улита Онгудайского района. Окончила Областную национальную среднюю школу. С 1984 по 1989 гг. была студенткой кафедры археологии, этнографии и источниковедения исторического факультета Алтайского государственного университета. По завершении обучения в 1990 г. начала свой научный путь в секторе истории Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы (ГАНИИИАЛ – ныне НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова) в должности младшего научного сотрудника. С 1991 по 1995 гг. Светлана Петровна прошла обучение в аспирантуре Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Российской академии наук под руководством д-ра ист. наук Н. Л. Жуковской. В 1996 г. успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев». Спустя пятнадцать лет за успешную защиту диссертации «Природная и социальная среда как факторы сохранения этнической культуры алтайцев: конец XIX – начало XXI веков» (2011) Светлане Петровне присуждается ученая степень доктора исторических наук.
Сфера научных интересов исследовательницы включает всю полноту культуры народов Республики Алтай, традиционное и современное мировоззрение, религиозные деноминации, вопросы природопользования, а также культурные взаимосвязи народов Евразии.
Ученая в 1990-х гг. одной из первых подняла вопрос о народном календаре, проведя большую работу по его систематизации, структурированию и популяризации. Так, в цикле работ, посвященных алтайскому календарю, она доступно объяснила последовательность обычаев и обрядов календарного цикла, соотношение лунных фаз и ритуальных действий, промежутки ритуально «чистого» времени и времени «покоя». Многое было сделано ею относительно развития теории и философии традиционных календарных праздников, как, например, анализ вопросов преемственности народных праздников Чагаа-Байрам, Дьылгайак, Дьяжыл-Бюр, Сары-Бюр, в том числе и праздника Эл-Ойын, сочетающего в себе элементы традиции и современности. По теме календаря исследовательницей опубликованы такие работы, как «Календарь 12-летнего цикла у алтайцев» (1990), «Новогодний праздник у алтайцев» (1997), «Традиционный календарь алтайцев в контексте понятий Время и Судьба» (1998), «Календарь алтайцев» (2004) и др.
Светлана Петровна в своей профессиональной деятельности подвергает научному анализу события, происходящие как в Республике Алтай, так и за его пределами. Поэтому в ее научном активе можно найти множество работ, интерпретирующих те или иные моменты в жизни социума и требующих ответов и решений в общественном сознании. Это такие работы, как «Между двумя субъектами России назревает конфликт» (2003), «Землетрясение: два месяца спустя» (2003), «К событиям в Беслане. Республика Алтай» (2004), «Японский след в алтайском бурханизме: вымысел или реальность?» (2005), «Теленгиты Республики Алтай между двумя переписями населения» (2011) и др.
Большим подспорьем в деле популяризации и научного осмысления алтайской культуры в начале XXI в. стало участие ученого в коллективной работе «Тюркские народы Сибири» (2006), входящей в академическую серию «Народы и культуры». В данном фундаментальном издании исследователю удалось суммировать и грамотно интерпретировать накопленные материалы по влиянию ландшафта на своеобразие алтайской культуры, хозяйственной деятельности, основных категориях материальной и духовной культуры, социальной организации, семейной обрядности и по современным общественно-политическим организациям и движениям, имеющим место быть в Республике Алтай. Коллективная монография «Тюркские народы Сибири» по праву является настольной книгой всех отечественных и зарубежных этнографов, занимающихся историей и культурой народов Сибири.
Светлана Петровна являлась постоянной участницей различных экспедиций в России, КНР, Монголии, международных и российских конгрессов, где она традиционно принимала активное участие, в том числе в качестве организатора научных секций и круглых столов. Исследователь является автором нескольких монографий: «Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев» (2004), «Этнокультурная адаптация населения Южной Сибири» [в соавторстве с З. В. Анайбан] (2008), «Земля. Вода. Хан Алтай: Этническая культура алтайцев в ХХ веке» (2009) и более ста научных статей, опубликованных в российских и зарубежных изданиях.
В годы работы в НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова Светлана Петровна одновременно вела курс этнологии в Горно-Алтайском государственном университете, где подготовила ряд студентов, продолживших в последующем обучение в аспирантуре и ставших научными сотрудниками различных научных учреждений.
Енчинов Э.В., канд. ист. наук,
и.о. рук. науч.-исслед. гр. этнографии,
рук. отдела истории и этнографии (этнологии)