ЭТНОФОЛЬКЛОРИСТИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Е. Е. ЯМАЕВОЙ

Елизавета Еркиновна Ямаева – известная алтайская исследовательница, этнограф, фольклорист, преподаватель высшей школы, научный руководитель, воспитавший ряд исследователей-этнографов. Своими научными трудами внесла весомый вклад в развитие алтайской культуры.

Природная любознательность и глубокий интерес к родной культуре предопределили научный путь Елизаветы Еркиновны. В первой половине 1980-х гг. она обучается в аспирантуре Института этнографии им. Н. И. Миклухо-Маклая РАН. По окончании обучения в 1986 г. успешно защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Алтайский героический эпос (связи с мифологией, представлениями, социально-бытовыми институтами)». В диссертационном исследовании Елизавета Еркиновна делает основной упор на междисциплинарный подход, где богатое фольклорное наследие алтайцев обретает историко-этнографическую реальность, и многие эпические сюжеты, которые, казалось бы, относятся к миру вымышленному, сказочному, эпическому, как, например, сцены героического сватовства, просматриваются в семейно-брачной обрядности коренного населения Горного Алтая.

В стенах ГАНИИИЯЛ (ныне НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова) свою научную деятельность Е. Е. Ямаева начала с 1988 г. в качестве младшего научного сотрудника. Научные исследования Е. Е. Ямаевой отличает широкий спектр сравнительных и исторических параллелей и обобщений, характеризующихся междисциплинарным подходом. Например, анализ невербального текста посредством вычленения фольклорного и этнографического контекста с учетом исторического времени, выявление норм обычного права тюрков Южной Сибири с использованием методов юридических и исторических дисциплин и т.д. Большое значение в области фольклористики имеет составленный Е. Е. Ямаевой указатель сюжетов и персонажей мифологии тюркских народов Сибири.

Одной из значимых работ Е. Е. Ямаевой является монография «Алтайская духовная культура: Миф. Эпос. Ритуал» (1998). В исследовании учёным был дан подробный анализ и обобщение эпического наследия алтайцев, сделан значительный шаг в теоретическом осмыслении этого жанра, поднята проблема личности и становления эпического певца. В данной работе она обратила внимание на связи эпоса с мифом и жанрами обрядового фольклора, освятила механизмы трансляции эпического знания, отметила наличие прочной связи эпоса с шаманизмом и архаическими культами.

Результатом и продолжением кропотливой работы над проблемой алтайской духовной культуры стала защита докторской диссертации «Алтайская духовная культура: Миф. Эпос. Ритуал» в 2003 г.

Среди трудов Елизаветы Еркиновны представлены также такие работы, как «Родовые тамги алтайских тюрок. К проблеме расшифровки тамговых знаков: Миф. Символ» (2003), «Астральная мифология и традиционный календарь алтайцев» (2004), «Алтайские мифы творения в трудах В. В. Радлова» (2007), «Средневековый рисунок: Каноны изображения и предметный мир» (2007), «Алтай сокровенный: традиционная и новая модель» (2013), «Телецкое озеро – территория традиционного природопользования» (2014), «Бурханистские персонажи и мотивы в алтайском героическом эпосе (на материалах сказаний Т. А. Чачиякова) (2021) и др.

В 2021 году Елизавета Еркиновна принимала участие в работе по проекту «Алтайский этнографический словарь», который реализуется в НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова в течение 2021-2022 гг. В настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, она продолжает заниматься научной деятельностью.

Анчина С. В., мл. науч. сотр. научно-исследовательской группы этнографии НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова.

ЭТНОФОЛЬКЛОРИСТИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Е. Е. ЯМАЕВОЙ ЭТНОФОЛЬКЛОРИСТИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Е. Е. ЯМАЕВОЙ