18 июля 2023 г. в Горно-Алтайске (НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова) провели первое мероприятие по выявлению талантливых, одаренных детей от 7 до 17 лет для обучения сказительскому искусству – кай.
Участниками стали воспитанники Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова, выпускники Республиканской гимназии им. В.К. Плакаса, учащиеся СОШ №7 г. Горно-Алтайска.
С приветственным словом выступил председатель РОО РА «Общество изучения и популяризации истории и культуры Алтая» Н.В. Екеев. Он в своем выступлении отметил важность изучения сказительского искусства – кай, а также подчеркнул необходимость освоения техники исполнения кая молодым поколением для дальнейшего сохранения исконной традиционной культуры алтайцев.
Айдана Кобенова рассказала об особенностях национальных инструментов алтайцев (струнно-смычковый инструмент икили, струнно-щипковый инструмент топшуур, духовой инструмент шоор, язычковый инструмент комус) и попросила сыграть алтайские композиции на топшууре своего ученика Минакова Тимура – солиста образцового ансамбля «Ай-Кумурел».
Руководитель ансамбля «АлтайКай» Урмат Ынтаев рассказал ребятам о значимости сказительского искусства, о создании и достижениях коллектива, об удивительных поездках и всемирно известных артистах, с которыми довелось выступать вместе на одной сцене. Алаш Топчин продемонстрировал технику исполнения разных стилей кая и игру на разных инструментах, а также мастерски имитировал голоса животных, птиц и звуки природы. Урмат Ынтаев показал приемы исполнения кая.
Звучание алтайских традиционных народных инструментов (топшуур, икили, комус, шоор) никого не оставило равнодушным. Ребята по желанию выходили на сцену и вместе с артистами играли на всех инструментах. Аскар Юкубалин сыграл на комусе. С Алаш Топчиным Телтереков Эрмен и Минаков Тимур попытались исполнить кёёмёй и каркыра. Тайляшев Батыр и Согоноков Алан артистам задавали интересные вопросы: «Как раньше выглядел инструмент топшуур?», «Какие произведения исполняли?» и др.
Завершающим этапом мероприятия стало прослушивание участников. По результатам прослушивания выявлены дети для обучения сказительскому искусству – кай.