ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ АЛТАИСТИКИ ИМ. С. С. СУРАЗАКОВА В 1950–2020-Е ГГ.

Со времени своего образования Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы (ГАНИИИЯЛ) занимался изучением истории, языка, материальной и духовной культуры алтайского народа и состоял из трех секторов: истории, языка и литературы. В задачи института входили: организация научно-исследовательских работ по языку, литературе и истории алтайского народа; издание научно-исследовательских и научно-популярных работ, посвященных изучению языка, литературы и истории алтайцев, а также – оказание практической помощи учительству, партийно-советским органам, работникам печати, искусства и т.д.

Отметим, что формирование фундамента этнографического направления в институте опиралось на богатое научное наследие предшественников, собранное в разные столетия и годы. Из большого числа исследователей укажем лишь имена таких деятелей и ученых, как П.С. Паллас, А.М. Горохов, К. Ледебур, А.А. Бунге, В.И. Вербицкий, В.В. Радлов, Г.Н. Потанин, С.П. Швецов, А.В. Анохин, А.Г. Данилин, Н.П. Дыренкова, С.А. Токарев, Л.П. Потапов, Б.О. Долгих и многие другие.

В 1950-е гг. этнографическое направление в виду острой нехватки квалифицированных кадров и слабой материально-технической базы института являлось составной частью исторического отдела, которым в то время руководил П.Е. Тадыев.

Потребности же в узких этнографических изысканиях со специализированной интерпретацией элементов материальной и духовной культуры компенсировались вышедшими научными статьями и такими монографиями, как «Докапиталистические пережитки в Ойротии» С.А. Токарева, «Очерки истории Ойротии» и «Очерки по истории алтайцев» Л.П. Потапова.

В 1964 г., в соответствии с решением Госкомитета РСФСР по координации научно-исследовательских работ, была изучена деятельность ГАНИИИЯЛа в рамках общей проверки национальных комплексных институтов. Комиссию, которая проводила обследования, представляли ведущие ученые головных профильных гуманитарных учреждений АН СССР, возглавлял ее д.и.н. Л.П. Потапов. Члены комиссии отметили, что за годы своего существования, к середине 1960-х гг. ГАНИИИЯЛ стал центром развития национальной культуры, языкознания, литературоведения Горного Алтая. Его сотрудники проделали большую работу по установлению связей со школами области, с вузами регионов страны, головными институтами АН СССР.

Вместе с тем в организации научно-исследовательской работы ГАНИИИЯЛ были отмечены и существенные недостатки. Например, недостаточная разработанность истории Горного Алтая, этнографии алтайцев в советский период. Сложившееся положение комиссия признала недопустимым, поскольку данная проблема во многом приобретала политическую окраску и ставила под сомнение успехи и достижения проводимой партией национальной политики.

В июне 1964 г. Горно-Алтайский обком КПСС ходатайствовал перед ЦК КПСС и Совмином РСФСР об оказании помощи для ГАНИИИЯЛа в подготовке кадров и увеличении зарплаты научным сотрудникам. Вскоре отделение истории, языка и литературы АН СССР одобрило план института на 1965 г. и на перспективу, вынесло решение о подготовке для Горного Алтая научных кадров и необходимости увеличения штата института. Был определен основной профиль научных исследований ГАНИИИЯЛ: изучение истории Горного Алтая, этнической истории алтайского народа, вопросов языка, литературы и народного творчества.

Во второй половине 1960-х гг. историки и этнографы занимались разработкой отдельных проблем истории Горного Алтая с древнейших времен и в советский период (этапы установления Советской власти и строительства социализма). Особое внимание уделялось вопросам национальной консолидации алтайцев, отдельным предметом исследования была их этническая история и народное искусство.

В 60–70-гг. ХХ в. силами института были проведены ряд экспедиций по сбору этнографического, этносоциологического и фольклорного материала в Онгудайском, Усть-Канском, Улаганском, Кош-Агачском районах. В результате удалось ввести в научный оборот ценные сведения по материальной и духовной культуре алтайцев. Как отмечают исследователи, ввиду слабой материально-технической базы, отсутствия транспорта, фотоаппаратуры, записывающих магнитофонов, проигрывателей основными инструментом-инвентарем были блокнот и карандаш, а средством передвижения не редко была лошадь.

Одной из первых публикаций по этнографии является статья П.Е. Тадыева «Этнический состав дореволюционных алтайцев и особенности их административного устройства», посвященная анализу актуальных проблем генезиса алтайских родоплеменных групп с выяснением этнических особенностей социальной структуры и специфики административно-территориального устройства.

Другим значимым событием в алтайской этнографии стали работы Е.М. Тощаковой. Так, в ее статьях «Алтайская женщина в дореволюционном прошлом», «Женщина-алтайка в советский период» впервые специально исследуются различные стороны положения алтайской женщины в дореволюционный период. Исследователь обратила внимание на роль женщины в домашнем хозяйстве, семейно-брачных отношениях, обычаях, обрядах, а также на вовлечение женщины в общественную жизнь. Результатом ее многолетней полевой работы, сбора и анализа разнообразных материалов стала монография «Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX – начало XX вв.)». В ней подробно охарактеризованы такие важнейшие элементы традиционной культуры, как колыбели и связанные с ними обычаи и обряды, особенности жилища (его формы, внутренний интерьер), погребальные обряды. Как отмечают исследователи, эту работу можно отнести к числу первых монографических исследований по этнографии алтайцев советского времени, до сих пор не утратившей своей ценности как в описательной части, так и в авторских выводах и наблюдениях.

Для этнографии Алтая все еще не утратила своей актуальности монография Ф.А. Сатлаева «Кумандинцы: Историко-этнографический очерк XIX – первой четверти XX века», изданная в 1974 г. Данная работа посвящена анализу развития общественных отношений: культуры кумандинцев в XIX – первой половине XX столетий: административному и общественно-политическому устройству и расселению кумандинцев, также анализу родоплеменной структуры, отраслей хозяйства: земледелия, огородничества, птицеводству, промыслам, ремёслам. Большое внимание в работе уделяется анализу семейно-брачных отношений, религиозным верованиям и этнографической триаде: одежда, пища, жилище. Монография ценна тем, что в ее основу положены уникальные полевые этнографические материалы автора, а также факты и свидетельства, извлеченные из архивных и опубликованных источников.

В конце 1970-х гг. возрастает интерес к семье, семейному быту и связанным с ними обычаями и обрядами. В это время выходят ряд статей Н.И. Шатиновой, посвященных теме семьи, брака и традиций и в которых исследователь описывает малоизученные аспекты алтайских обрядов, связанных с рождением ребенка: обращение с пуповиной, последом, вещами, которыми роженица пользовалась при родах, наречение имени, родины и отрезание первых волос у ребенка. В 1981 г. выходит ее монография «Семья у алтайцев», написанная на основе архивных и литературных источников, а также полевого материала автора. В работе дается характеристика традиционной семьи, брачных норм и национально-смешанных браков. Материалы этносоциологического опроса, проведенного автором среди алтайского населения, дали конкретные сведения о традиционных элементах в семейных обычаях и обрядах, а также об изменениях, происшедших в свадебной, родильной и похоронной обрядности. На основе анализа фактов автор выявил такие тенденции в семейной обрядности, как существенное уменьшение традиционных элементов за счет формирования как общеалтайских черт, так и «общесоветских» форм.

В 1980-е гг. этнографы продолжали трудиться в составе сектора истории, который уже объединял работу историков, археологов и этнографов, поэтому в библиографии ученых тех лет можно встретить работы как по истории, археологии, этнографии, так порой и по фольклористике. Основной массив научных работ 1980-х гг. был опубликован преимущественно в виде статей в тематических сборниках, материалах научно-практических конференций. Это такие, например, научные статьи, как «Коча-кан – старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев», «Из этнической истории северных алтайцев» Ф.А. Сатлаева, «Национально-смешанные браки в Горном Алтае», «Семейные обряды алтайцев и современность» Н.И. Шатиновой, «Изучение истории Горного Алтая», «Земельные отношения в доколхозной деревне Горного Алтая» Н.В. Екеева, «Старинная игра алтайцев: Из истории шатры», «Какие дома строить: Каким быть Горно-Алтайску на пороге третьего тысячелетия» С.Я. Пахаева, «Некоторые религиозные верования алтайцев», «Краткий обзор изучения религиозных верований у алтайцев» Л.В. Кыпчаковой и др.

Важно отметить, что вышеупомянутые авторы, непосредственно сами являясь носителями культуры, публиковали свои научные труды не только на русском языке, но и на алтайском языке, и их статьи, особенно на селе, не редко становились предметом бурных обсуждений, особенно связанных с вопросами путей развития и жизни традиций, столпов материальной и духовной культуры.

В начале 1990-х гг. на волне культурного возрождения, роста этнического самосознания, повышение политико-юридического статуса региона до уровня республики значительно возрастает интерес к культуре, традициям и этнографии региона.

Впервые прошли праздники представителей разные сеоков-родов. Во время таких праздников устанавливались памятные знаки – каменные стелы с надписями и тамгами, а также выбирались главы родов – зайсаны. Затем проходит череда первых всенародных праздников – Эл-Ойыны в окрестностях сел Ело, Шыргайты, Кырлык. Подобным встречам и праздникам предшествовала кропотливая работа по восстановлению генеалогического древа представителей отдельных кланов и родов, родовых знаков (тамга), знамен, почитаемых гор, животных, птиц и связанных с ними легенд и преданий. В журнале «Эл Алтай» и газете «Алтайдыҥ Чолмоны» открываются постоянные рубрики, посвященные истории, этнографии и фольклору алтайского народа. А в издательствах «Юч Сюмер» и «Ак Чечек» переиздаются редкие, неизвестные широкому кругу читателей книги, статьи и публикуются «забытые» рукописи.

Во второй половине 1990-х гг. с пополнением научного состава, актуализацией проблем этнической идентификации, необходимости анализа развития культурной и национальной политики создаются предпосылки формирования сектора этнологии и социологии, который был создан в это время слиянием сектора социально-экономических исследований и группы этнографии сектора истории. Заведующим сектора был назначен Н.В. Екеев. В это время в перечисленных секторах работали Н.В. Екеев, Т.А. Троицкая, Л.С. Туюнчекова, Г.Б. Эшматова, С.П. Тюхтенева, В.Я. Кыдыева, О.В. Даровских и др.

В 1998 г. в целях исследования этногенеза, этнической истории, материальной и духовной культуры алтайцев создается самостоятельный сектор этнографии, в состав которого вошли Н.В. Екеев (зав. сектора), С.П. Тюхтенева, В.Я. Кыдыева.

Востребованными стали работы, связанные с возрождением традиционной культуры, сохранением системы знаний об Алтае как о культурно-исторической территории мирного сосуществования разных религий и национальностей. Исследования данного периода условно можно разделить на такие направления, как:

- этническая история, представленная в основном работами Н.В. Екеева «Об этнонимах «белые» и «черные» калмаки: К этнической истории алтайцев XVII–XVIII в.», «Этнодемографическая характеристика населения Алтая XIX – начала ХХ в.», «Об алтайских этнотерриториальных группах алтай-кижи, чуй-кижи, баят-кижи», А.С. Суразакова «К проблеме изучения этнических связей», «Письмена далекого прошлого: К 100-летию дешифровки древнетюркских письмен Орхона», «Этносы Горного Алтая» и др.;

- этнография духовной и материальной культуры народов Горного Алтая, которая была представлена большим количеством работ таких исследователей, как Е.Е. Ямаева «Алтай кеп-куучындар (Алтайские мифы, легенды и предания)», «Кайыш курлу кайран калыгым: Кечегизи, бӱгӱнгизи, эртенгизи: Из истории бурханизма», С.П. Тюхтенева «Календарь 12-летнего цикла у алтайцев», «Семья алтайцев: прошлое, настоящее и будущее», В.Я. Кыдыева «К этнополитической и этнокультурной ситуации в Республике Алтай», «Структура и характер расселения алтайских сеоков» и др.;

- смежные исследования этнографии с социологией, юриспруденцией, политологией, культурологией, педагогикой. Это исследования Н.В. Екеева «Горный Алтай в конце XIX – начале ХХ вв.: Учебное пособие», С.П. Тюхтеневой «История изучения обычного права алтайцев», «Обычное право алтайцев: есть ли будущее у института зайсанства?» и др.

С 2003 по 2007 гг. в научно-исследовательском институте происходят структурные изменения, продиктованные условиями и потребностями времени, в результате научные сектора были объединены в направления истории и филологии. Этнография вновь становится частью исторического направления.

Следующие структурные преобразования произошли в 2008 г. и были вызваны переходом института на выполнение Ведомственной целевой программы «Этнокультурное наследие народов Республики Алтай – основа устойчивого развития региона». Специалисты в области этнографии, этнологии образовали научно-исследовательскую группу этнографии.

С начала 2000-х гг. вновь активизируются работы по сбору полевого материала, которые под руководством Н.В. Екеева стали основой таких проектов, как «Коренные этносы Горного Алтая: через разделение к объединению (конец XIX – начало ХХI вв.)», «Этнические и этнокультурные процессы на Алтае: история и современность», «Традиционная система жизнеобеспечения и землепользования и ее место среди приоритетов сохранения природной среды Алтайского горного региона». К проектам ставились комплексные блоки задач, касающиеся:

- ретроспективного анализа развития коренных этнических групп горного Алтая за столетие с выделением двух периодов, конец XIX – начало ХХ в. и советское время 1917–1991 гг.;

- современных этносоциальных процессов в Республике Алтай (с 1990-х гг.);

- выборочного обследования основных источников жизнеобеспечения современного сельского населения: доходов от животноводства, собирательства, охоты, розничной торговли, роль зарплаты, пенсий, пособий; выяснения современного состояния традиционных занятий, землепользования и традиционных обычаев, отношению к священным горам, целебным источникам.

Территориальные рамки исследований охватывали всю территорию Республики Алтай в том числе с посещением отдаленных населенных пунктов.

На начало XXI в. приходится время комплексных исследований, где на основе современных методов и подходов анализируется хронологически глубокий материал, охватывающий более двух с половиной веков с XVIII по XXI вв. Результатами исследований группы по этнографии являются работы таких авторов, как Н.В. Екеев:

- «Алтайцы (Материалы по этнической истории)». В исследовании анализируется этнический состав алтайцев в конце XIX – начале ХХ вв., проблемы алтайской этногонии, исторической стратиграфии, также поднимаются проблемы изучения происхождения родов-сеоков, важным моментом является двуязычие издания, что несомненно расширяет читательскую аудиторию;

- «Проблемы этнической истории алтайцев (исследования и материалы)». В работе нашли отражения результаты научных изысканий автора по этногенезу предков алтайцев, этнических общностях Алтая в Х – первой половине XVIII вв., этносоциальных процессах в Горном Алтае во 2-й половине XVIII – начале ХХ вв., также в издании были опубликованы извлечения из опубликованных и архивных источников касательно родов-сеоков;

- «Алтай: История и культура (Избранные труды)» – освещает исследования социально-политической организации кочевого и оседлого населения Алтая в XVII – первой половине XVIII вв., движения бурханистов на Алтае в 1904–1905 гг., вопросы исторической этнографии алтайцев, проблемы этногенеза алтайцев, исторической ономастики и результаты полевых исследований 2000-х гг.

Интересно исследование Е.Е. Ямаевой «Астральная мифология и традиционный календарь алтайцев» с подробным анализом истории, возникновения, бытования народного календаря, системе счета времени, представлений, связанных с 12-летним животным циклом.

С.П. Тюхтенева в работе «Земля. Вода. Хан Алтай: этническая культура алтайцев в ХХ веке» провела большую работу по анализу этнокультурных процессов в алтайской среде на рубеже тысячелетий, обрядов «Чага-Байрам», «Јылгайак», весенне-осенних молений в честь Хозяина Алтая и религиозно-мифологического пантеона алтайцев, в том числе и влияния на него мировых религий.

Н.О. Тадышева в монографии «Влияние христианизации на семейную обрядность коренного населения Горного Алтая» подвергла анализу процессы христианизации населения Алтая в XVII – начале XX вв., обращая внимание не только на результаты христианизации, но и культурно-исторические взаимосвязи в регионе, также исследователь описывает традиционную алтайскую семейную обрядность в ее православной интерпретации.

Енчинов Э.В. в исследовании «Семейные ценности алтайцев: трансформация обычного права в современной культуре» описывает историю изучения обычного права алтайцев, проблемы правового плюрализма, константы обычного права алтайцев, ступени правовой социализации в алтайском обществе и нормы заключения и расторжения традиционного брака.

В 2010-х гг. научно-исследовательская группа этнографии института пополняется молодыми специалистами, выпускниками как местного Горно-Алтайского госуниверситета, так и вузов других регионов: Б.Ю. Кичекова, В.М. Мендешева, Е.А. Маркова, У.А. Теркина, А.В. Торбоков, С.Д. Дилекова, М.С. Бельчекова, Е.В. Такаракова. Также в институте появляются молодые ученые, успешно защитившие диссертации на соискание ученой степени кандидата наук: Э.Г. Торушев, Н.О. Тадышева, Э.В. Енчинов.

Новой вехой в алтайской этнографии стало издание коллективных монографий. Так, в 2010 г. выходит работа «История Республики Алтай. Т. II. Горный Алтай в составе Российского государства (1756–1916 гг.)» под редакцией Екеева Н.В., где содержится значительный этнографический материал по дореволюционной духовной и материальной культуре алтайцев. В 2014 г. издается работа «Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие», также под редакцией Екеева Н.В., с хронологическими границами с древнейших времен по начало XXI в. В исследовании приводятся данные по этногенезу, этнической истории алтайцев, социальной организации, семье, семейному быту, уделено внимание традиционным формам хозяйствования, материальному быту, духовной культуре, религии, также анализируются современные этносоциальные процессы, протекающие в Республике Алтай.

Другими коллективными работами группы этнографов стали такие издания, как «Республика Алтай в ХХ – начале XXI веков: трансформации социальных слоев и институтов» Выпуск I (2015), «Хозяйственно-культурный комплекс Горного Алтая: трансформации и традиции (конец ХХ – начало XXI вв.)» Выпуск II (2016), «Культурно-религиозное пространство Горного Алтая в конце ХХ – начале XXI веков: трансформации и инновации» Выпуск III (2018). Все три работы были написаны в этносоциологическом ключе. В данных изданиях впервые на полевом материале подвергаются анализу произошедшие транзиций в обществе и культуре народов Республики Алтай. Например, изменения в социальной структуре населения, формирование новых социальных групп, страт, анализ процессов социальной мобильности, трансформации в материально-бытовой и религиозной культуре, преобразования в экономике и в хозяйственной деятельности населения, а также анализируются процессы конфессиональной идентичности и корреляция традиций и инноваций в культуре.

В 2018 г. издается коллективная монография «Конструирование общероссийской, региональной и этнической идентичности в Республике Алтай (конец XX – начало XXI вв.)». В работе анализу придаются проблемы этнокультурного развития Республики Алтай на современном этапе. Проанализированы история формирования, жизнь и быт этнических диаспор в республике: азербайджанцев, армян, узбеков, поляков, немцев и других народов. Данная работа стала первым опытом исследования некоренных народов, проживающих на территории Республики Алтай и имеющих давние культурно-исторические связи с алтайцами и коренными малочисленными народами региона.

В творческом сотрудничестве с учеными Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук с 2017 по 2019 гг. выполнялся проект «Обрядность в традиционной культуре алтайцев». Результатом тандема стало издание в 2019 году одноименной коллективной монографии. Для написания работы был собран обширный полевой материал, анализу были подвергнуты такие категории культуры как культовые, календарные, трудовые и семейные обряды. Коллективная монография заняла свое достойное место в числе исследований культурного наследия коренных народов Республики Алтай.

За более чем полувековое развитие этнографического направления в Научно-исследовательском институте алтаистики им. С.С. Суразакова, на протяжении жизни нескольких поколений этнографов продолжают издаваться научные статьи, монографии, коллективные труды, где центром внимания всегда оставался человек, носитель культуры, его повседневная жизнь, одежда, пища, жилище, обычаи и религиозные воззрения.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ АЛТАИСТИКИ ИМ. С. С. СУРАЗАКОВА В 1950–2020-Е ГГ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ АЛТАИСТИКИ ИМ. С. С. СУРАЗАКОВА В 1950–2020-Е ГГ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ АЛТАИСТИКИ ИМ. С. С. СУРАЗАКОВА В 1950–2020-Е ГГ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ АЛТАИСТИКИ ИМ. С. С. СУРАЗАКОВА В 1950–2020-Е ГГ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ АЛТАИСТИКИ ИМ. С. С. СУРАЗАКОВА В 1950–2020-Е ГГ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ АЛТАИСТИКИ ИМ. С. С. СУРАЗАКОВА В 1950–2020-Е ГГ.