НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ФОЛЬКЛОРИСТОВ ИНСТИТУТА  (к 70-летию НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова)

С открытием в 1952 г. Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы (ныне – Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова) фольклористика стала одним из основных направлений его исследовательской деятельности. Становление алтайской фольклористической науки в этот период связано с именем первого директора института, на тот момент кандидата филологических наук Сазона Саймовича Суразакова.

Важнейшими задачами института в то время были создание научной библиотеки и формирование фонда научного архива. Поэтому с первых лет была начата работа по проведению комплексных экспедиций. Во время первых экспедиций, проведенных в 1952 г. и 1956 г. в Турочакский и Улаганский районы зафиксировано множество произведений устного народного творчества. Примечательным событием 1955 г. стало проведение конкурса по сбору малых жанров фольклора. Собиратели-энтузиасты с разных уголков Горно-Алтайской автономной области направляли в адрес института письма на имя С.С. Суразакова. Результатом конкурса явилось издание сборника «Алтай кеп сöстöр лö укаа сöстöр» («Алтайские пословицы и поговорки» (1956 г.)) со вступительной статьей от составителя С.С. Суразакова. В нем осуществлена первая попытка тематической классификации алтайской афористической поэзии.

В первые годы проводится интенсивная работа по фиксации разножанровых фольклорных текстов. Активно ведется запись героических сказаний, рукописи которых пополнили архив института. В 1958 г. вышел в свет первый том уникальной многотомной серии алтайского героического эпоса «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри»), издаваемом на алтайском языке. В 1950-60-ые гг. были изданы 6 томов эпических сказаний, представивших удивительное разнообразие сказительского репертуара в Горном Алтае. Основателем серии и составителем I-IX томов был С.С. Суразаков, который отстаивает свою позицию и придерживается определенных научных принципов в издании героического эпоса. Из переписки С.С. Суразакова с академиком В.М. Жирмунским становится ясно, что необходимо избегать «субъективного произвола» и «фальсификации всякого рода». Для соблюдения этих принципов в то время проводилась большая текстологическая работа, о которой З.С. Казагачева напишет: «Она (работа) сводилась, прежде всего, к тому, чтобы, строго сохраняя стилистику эпоса, восстановить стихотворную форму, поправить грамматические ошибки собирателя, ни в коей мере не нарушая стилевую основу и словесно-поэтический характер текстов» [Казагачева 2018: 52].

Количество изданных институтом фольклорных сборников увеличивается с каждым годом. Разные жанры алтайского фольклора (пословицы и поговорки, загадки, народные песни, игровой фольклор, произведения устной прозы) издаются в трилогии «Алтай албатыныҥ чӱмдӱ сöстöри» («Устное народное творчество алтайцев») (1961, 1962, 1963), составителями которого стали С.С. Суразаков, Г.Д. Голубев, Т.С. Тюхтенев. Сборники отличают оснащенность научным аппаратом – даны примечания, комментарии и словарь. Отдельным изданием выходят алтайские народные песни с нотными приложениями «Алтай албатыныҥ кожоҥдоры» («Алтайские народные песни») (1962). Книга была подготовлена Т.С. Тюхтеневым в сотрудничестве с композитором А.М. Ильиным. Она до сих пор является классическим образцом публикации музыкально-песенной поэзии алтайцев. Самостоятельно опубликовано героическое сказание «Алтын-Бизе» (1965), записанное от Е.К. Таштамышевой, со вступительной статьей С.С. Суразакова.

Наряду с собирательской деятельностью фольклористы ведут активную исследовательскую деятельность. Большим вкладом в алтайскую фольклористику становятся работы С.С. Суразакова. В его книге «Алтай албатыныҥ оос поэтический творчествозы» («Устное поэтическое творчество алтайского народа») (1960), подготовленной как учебно-методическое пособие для студентов Горно-Алтайского государственного пединститута, впервые была представлена система фольклорных жанров алтайцев. В монографии «Героическое сказание о богатыре «Алтай-Буучае». Тексты и исследование» (1961) он вырабатывает системный научный подход к записи, текстологии и эдиции алтайского героического эпоса. Автор решает задачу подробного исследования одного из самых распространенных на Алтае сказаний «Алтай-Буучай» в историческом ракурсе.

В поле научных интересов исследователей попадают разные жанры алтайского устно-поэтического творчества. Научные статьи С.С. Суразакова, С.С. Каташа, Т.С. Тюхтенева систематически печатаются в выпусках Ученых записок ГАНИИИЯЛ. С.С. Каташ проводит сравнительно-сопоставительные исследования по героическому эпосу тюркских народов. Предметом изучения Т.С. Тюхтенева становится жанр народной песни.

В 1970-80-ые гг. продолжается работа по сбору полевых материалов. Наряду с известными фольклористами в ГАНИИИЯЛ трудятся К.Е. Укачина и И.Б. Шинжин. Произведения разных жанров алтайского фольклора издаются в сборниках: «Алтай албатыныҥ кожоҥдоры» («Алтайские народные песни»), составленный Т.С. Тюхтеневым (1972); «Алтай табышкактар» («Алтайские загадки»), составленный К.Е. Укачиной (1981). Отдельной книгой выходит эпическое сказание «Öлöҥир» («Оленгир») (1970), записанное от кайчы Н. Ялатова, со вступительной статьей С.С. Суразакова. Издаются VII-XI тома серии «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри») (1972, 1974, 1977, 1980, 1983).

Знаменательным трудом данного периода становится издание в 1973 г. эпического сказания «Маадай-Кара» в двуязычной серии «Эпос народов СССР (ныне – «Эпос народов Евразии») Академии наук СССР. Подготовка эпоса к печати по требованиям академических изданий требовала кропотливой работы по звукозаписям, над их расшифровками, переводом на русский язык. Необходимо было снабдить издание статьями о сказителе, его репертуаре, о вариантах и сходных сюжетах сказания, примечаниями и комментариями к переводам, музыковедческим анализом и нотировкой. Поставленные задачи были успешно решены командой исследователей, в составе которой работали С.С. Суразаков, Б.М. Шульгин, И.В. Пухов, главный редактор серии А.А. Петросян, ответственный редактор Н.А. Баскаков [Маадай-Кара 1957].

Теоретическое обобщение эпического наследия алтайцев проведено С.С. Суразаковым в докторской диссертации «Этапы развития алтайского героического эпоса» (1973). Признание в научном мире получила его монография «Алтайский героический эпос» [Суразаков 1985]. Одним из главных достоинств трудов исследователя является применение исторического подхода к изучению алтайского героического эпоса. В то время большинство исследователей, которые затрагивали проблему периодизации эпоса, рассматривали алтайский героический эпос как одноэтапное явление, и относили его к периоду Джунгарского ханства (XV-XVII вв.). С.С. Суразаков опроверг эту гипотезу и выдвинул концепцию трёх этапов развития алтайского героического эпоса и тем самым решил крупнейшую научную проблему, над которой на протяжении долгих лет бились исследователи тюркологи и фольклористы. Научные взгляды С.С. Суразакова на алтайский эпос и фольклор в целом явились прочным фундаментом для дальнейшего изучения народного творчества.

К основным исследованиям этих лет относятся научные монографии Т.С. Тюхтенева «Алтайские народные песни» (1972), С.С. Суразакова «Алтай фольклор» (1975) и «Из глубины веков» (1982), С.С. Каташа «Мифы, легенды Горного Алтая» (1978) и «Мудрость всегда современна» (1984), К.Е. Укачиной «Алтайские народные загадки» (1984), И.Б. Шинжина «Кайчы А. Калкин» (1984) и «Сказитель А.Г. Калкин» (1984).

Среди научных трудов того времени выделяются работы литературоведа С.М. Каташева, посвященные проблеме стихосложения героического эпоса и народных песен. В них он доказал, что стиховая структура эпического текста зависит от метрики мелодии кая – горлового пения – и основополагающими элементами являются ритмико-синтаксический параллелизм, изосилабизм, начальная рифма, свойственные тюркскому стиху.

Состоявшаяся в г. Горно-Алтайске III Всесоюзная научная конференция «Фольклорное наследие Сибири и Дальнего Востока» (27-29 сентября 1983 г.) стала важным событием для всей гуманитарной науки. Конференция была организована научным советом АН СССР по фольклору, Институтом мировой литературы им. А.М. Горького АН СССР, Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР и ГАНИИИЯЛ. Программа и работа конференции были нацелены на поиски новых методов и форм работы для взаимного обогащения культур, в связи с чем, были определены перспективные направления в изучении фольклорных традиций сибирского и дальневосточного регионов.

Одним из главных стоял вопрос о подготовке серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», работа над которой шла полным ходом. Обсуждение вопроса позволило внести уточнения в концепцию и текстологические нормы серии, в содержание корпуса текстов и структуру томов. С этого момента осуществляются новые подходы к пополнению, научной обработке источниковедческой базы и теоретическому обобщению собираемых материалов в связи с осуществлением масштабного проекта «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». С целью фиксации и изучения современного состояния фольклорного наследия алтайского народа были проведены фольклорно-этнографические экспедиции, в результате которых научный фонд пополнился ценными и интересными фактическими материалами. При полевых исследованиях использовались новые методы и способы фиксации с применением усовершенствованных технических средств. Современные подходы к научному исследованию фольклора сделали особо значимыми алтайские тома в серии: «Алтайские героические сказания (1997), «Алтайские народные сказки» (2002), «Несказочная проза алтайцев» (2011), а также подготовленный к изданию том по народным песням.

В истории алтайской фольклористики с этой серией связано имя литературоведа и фольклориста З.С. Казагачевой, при непосредственном участии которой были подготовлены вышеназванные три тома. Ее работа как одного из исполнителей тома «Алтайские героические сказания» (1997) получила высокую оценку. Уникальность данного издания отмечается доктором филологических наук Е.Н. Кузьминой: «Текстологический подход, предпринятый в этом томе, поднимает на качественно высокий уровень текстологию сибирского эпоса, намного раздвигая масштабы исследовательского анализа современного звучащего эпоса» [Кузьмина 1999, с. 95]. Член-корреспондент РАН В.М. Гацак подчеркивал, что в данной работе представлены текстологические принципы «еще никем не практиковавшиеся применительно к текстам крупного масштаба» [Гацак 1998, с. 25].

Начиная с 1990-х годов по настоящее время, фольклористы НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова участвовали в организации и проведении значимых для культуры алтайского народа фольклорно-этнографических экспедиций. Так, в 1996-1997 гг. была проведена международная фольклорная экспедиция с участием представителей институтов Финляндии, Москвы, Горно-Алтайска, в 2000 г., 2002 г. – фольклорно-этнографические экспедиции в Западную Монголию, в 2001-2002 гг. – фольклорные экспедиции в Кемеровскую область по сбору материалов у телеутов, шорцев и томских татар. Все эти экспедиции были предприняты с учётом геополитического положения Республики Алтай и возрастания роли института в изучении духовной культуры центрально-азиатских народов, а также установления научных связей.

В 2008, 2010, 2012 гг. были организованы и проведены фольклорные экспедиции по всем районам Республики Алтай. Основной задачей этих экспедиций было фронтальное обследование всех населенных пунктов Республики Алтай. Кроме того, были охвачены чабанские стоянки. В каждом селе были проведены исследования по возрастному, родоплеменному национальному составу; по описанию географического расположения (степень территориального соприкосновения с запредельными республиками, об археологических и природных памятниках); выявлены носители фольклора. В ходе экспедиций выявлялось фактическое состояние бытования разных фольклорных жанров – сказаний, сказок, мифов, песен, считалок, дразнилок и т.п.

Современная методология, требующая изучения фольклорного процесса как единого комплекса явлений, положила начало разработкам неизученных направлений в алтайской фольклористике. В конце XX в. новым словом явились работы Е.Е. Ямаевой, осуществленные на стыке этнографии и фольклористической науки. В исследованиях «Алтайский героический эпос. Связи с мифологией, представлениями, социально-бытовыми условиями» (1986) и «Алтайская духовная культура: Миф. Эпос. Ритуал» (1998), посвященных героическому эпосу, выявлены значительная роль личности сказителя в трансляции эпического знания, связи эпоса с шаманством, с утраченными ныне архаическими обрядами, возможные механизмы воспроизводства, сохранения древнейших сюжетов и создания «новых» повествований.

Исследовательской новизной отличаются монографии Т.М. Садаловой «Алтайская народная сказка: этнофольклорный контекст и связи с другими жанрами» (2003), З.С. Казагачевой «Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын» (Аспекты текстологии и перевода)» (2002), К.Е. Укачиной «Алтай той» («Алтайская свадьба», 2012), М.А. Демчиновой «Алтайская волшебная сказка» (2003) и «Актуальные проблемы современной алтайской фольклористики» (2017), А.А. Конунова «К вопросу стилевых вариаций в сказаниях Н. Улагашева» (2006) и «Стилевое варьирование в героических сказаниях Н. Улагашева (на фоне алтайской эпической традиции)» (2012).

Наряду с исследовательской деятельностью, фольклористы также ведут работы в рамках целевой региональной программы «Сохранение и дальнейшее развитие алтайского языка» по собиранию, систематизации, теоретическому изучению актуальных проблем. Так, в 2007 г. была издана книга «Сооjындар ла кеп-куучындар» («Мифы и предания») (2007) на алтайском языке, рассчитанная на широкий круг читателей.

Работа по сбору фольклорных материалов осуществляется сотрудниками сектора фольклора постоянно. Сотрудники института осуществляли экспедиции с участием ученых из других научных центров страны и зарубежья. В 1996–1997 гг. состоялась Алтайская международная экспедиция, материалы которой были изложены в совместной монографии Л. Харвилахти и З.С. Казагачевой «А. Калкин – преемственность эпической традиции (на материалах алтайско-финской экспедиции по проекту Финской Академии)» (2003). В разные годы архивный фонд института пополнялся полевыми материалами З.С. Казагачевой, И.Б. Шинжина, Т.М. Садаловой, Е.Е. Ямаевой, М.А. Демчиновой, В.П. Ойношева, А.И. Наевой, А.А. Конунова, К.В. Ядановой и др. Теоретическое и практическое обобщение их многолетней собирательской работы были отражены в коллективных и авторских монографиях, фольклорных сборниках и научных статьях.

В XXI в. важное место в фольклористических исследованиях занимают вопросы текстологии, научных переводов и комментариев. Научно-исследовательская группа фольклора продолжает работу над составлением многотомной серии «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри»). К настоящему времени институтом изданы 18 томов, где опубликованы более 130 героических сказаний с вводными статьями, примечаниями, биографическими данными сказителей и т.п. Начиная с XIII тома этой серии, был введён раздел «Краткое содержание сказаний на русском языке» с целью познакомить русскоязычных читателей, исследователей и не владеющих алтайским языком коренных жителей Алтая с эпическими произведениями алтайских сказителей. С XVI тома составителями проделывалась большая работа по уточнению даты рождения, рода, места жительства, эпического репертуара. Чтобы достичь ожидаемого результата, институт делал запросы в республиканский ЗАГС, фольклористы совместно с архивариусом Е.В. Чайчиной искали родственников сказителей (детей, внуков, правнуков) и от них получали дополнительную информацию, фотографии и т.п. В итоге проведенной работы в последних трёх томах (XVI, XVII, XVIII) серии «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри») дана более подробная информация о жизни и творчестве сказителей. В качестве составителей томов трудились С.С. Суразаков, И.Б. Шинжин, З.С. Казагачева, М.А. Демчинова, А.А. Конунов, Е.В. Чайчина, И.Н. Муйтуева.

Одним из значимых работ по алтайскому фольклору является издание «Алтай баатырлар (Алтайские богатыри)» двуязычной серии «Памятники эпического наследия Алтая». К настоящему моменту опубликовано 7 томов. Исходной базой серии послужила многотомная серия на алтайском языке «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри»), которая теперь получила широкую известность, благодаря параллельному переводу на русский язык. Алтайские героические сказания стали доступны не только рядовому читателю, но и ученым для научных изысканий в различных направлениях науки. Переводы снабжены соответствующими комментариями, примечаниями и словарем непереведенных слов, в которых иноязычный читатель сможет найти объяснения специфических черт, свойств различных устно-речевых форм алтайского языка. Работу над серией вели фольклористы З.С. Казагачева, М.А, Демчинова, А.А. Конунов, Т.К. Шутина, К.В. Яданова, Е.В. Чайчина, И.Н. Муйтуева.

Начиная с 2014 г. фольклористы института работают над проектом «Нематериальные аспекты традиционной культуры алтайцев». В рамках проекта проведены фольклорно-этнографические экспедиции (февраль-декабрь 2017 г.) по всем районам нашей республики. Были сделаны уникальные видеосъемки и аудиозаписи культовых обрядов (почитание огня, почитание предков), календарных обрядов (Чагаа-Байрам, Дьылгайак (Јылгайак), Дьажыл-Бюр (Јажыл-Бӱр), Сары-Бюр (Сары-Бӱр)), производственных обрядов (скотоводческие, охотничьи, земледельческие) и семейно-бытовых обрядов (обряды, связанные с рождением ребёнка, и с детьми, свадебные обряды, похоронные обряды). Результатом этих экспедиционных работ стало издание коллективной монографии «Обрядность в традиционной культуре алтайцев» (2019).

2010-е и начало 2020-х гг. ознаменовались для научно-исследовательской группы фольклористов большим количеством изданных работ. Наряду с сериями, посвященными эпическим сказаниям, были опубликованы монографии К.Е. Укачиной, А.А. Конунова, З.С. Казагачевой, К.В. Ядановой, М.А. Демчиновой, сборники: «Алтай калыктыҥ кожоҥдоры» (Алтайские народные песни, 2010), «Сказитель Николай Улагашев. Алтайские героические сказания. Тексты и переводы (к 150-летию выдающегося алтайского сказителя)» (2011), «Чалгануг щöрщöктöр» («Чалканские сказки») (2014), «Народные игры алтайцев» (2015), «Алтайские народные сказки» (2016), «Н.К. Ялатовтыҥ фольклор чӱмдемелдери» (2017), «Алтайский игровой фольклор» (2020), сетевое издание «Предания Улаганского района» (2020).

Новым форматом стали электронные издания алтайских героических сказаний: «Алтай баатырлар» [электронный ресурс]: электр. кн. в 14 т. / НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова; сост. А.А. Конунов; авт. предисл. 3.С. Казагачева  (2012) и «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри») [звукозапись: электронный ресурс]: Алтай кай чӧрчӧктӧр / НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова, Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки; сост.   Н.В. Екеев – эл. опт. диск (CD-ROM) на алт. яз. (2018).

В настоящее время продолжается работа по проекту «Нематериальные аспекты традиционной культуры алтайцев». В рамках проекта разрабатываются следующие темы: «Несказочная проза алтайцев: теоретические аспекты», «Алтай калыктыҥ кожоҥдоры» («Алтайские народные песни»), «Эпическое наследие алтайцев: аспекты текстологии, поэтика и популяризация».

Фольклористы института активно сотрудничают с коллегами из других регионов Российской Федерации, ведут активную общественную деятельность, популяризируя научные знания, принимают участие в различных мероприятиях, как института, так и в целом нашего региона.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ФОЛЬКЛОРИСТОВ ИНСТИТУТА  (к 70-летию НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова) НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ФОЛЬКЛОРИСТОВ ИНСТИТУТА  (к 70-летию НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова)