Этнографические зарисовки Л. В. Кокышева

С творчеством Лазаря Васильевича Кокышева знаком каждый из нас. Имя его тесно связано с алтайской литературой и искусством. В архиве БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова» сохранилась тетрадь поэта с этнографическими заметками, которая открывает Лазаря Васильевича как собирателя этнографического материала.

С первых лет открытия Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы научные сотрудники были заняты обширной экспедиционной работой, собирали языковой и этнографический материал. В одну из таких поездок в 1956 г. в Улаганский район был привлечен Л. В. Кокышев. Он занимался сбором этнографического и фольклорного материала, в его заметках отразились особенности материальной и духовной культуры теленгитов Улаганского района. В своем дневнике он отмечает: «Итого 18 информаторов, от которых записаны по этнографии и фольклору сведения, в том числе и зарисовки предметов быта из прошлого».

В Улаганском районе им была записана история происхождения сел, изучены предметы быта, домашняя утварь, зафиксированы фольклорные тексты. Он детально описывает каждого информанта, к примеру: «Танзаева Анисья, 86 лет из рода алмат живет в шестиугольной юрте. Одета в конусно-летнюю шапку из овчины, покрытой сверху черной хлопчатобумажной тканью, края, опущенные черной мерлушкой. Халат с полными рукавами, ворот в форме полу накидки. Халат из хлопчатобумажной цветной ткани (коричневой) под халатом куртка. Халат полуглухой с двумя не застегнутыми перламутровыми пуговицами». Также им подробно описывается одежда алтайцев, жилище. Каждый дом, который он посетил, описывается со всеми деталями и особенностями: «Двухквартирный дом с сенями. Внутренность дома: камелек, сделанный из камней и замазанный сверху глиной и выбеленный извёсткой местного производства. Дом русского образца: кровать деревянная, занавеска, опущенная с потолка, крепкий стол из лиственницы, радиоприемник, швейная машина, портреты руководителей партии и правительства. Много вышитых картинок современного вида, вышиваемые теленгитками с. Язула». Особое внимание он уделял аилам, описывая их подробно, а внутреннее убранство аила Танзаевой Анисьи и Акчиной (имя не указано) Л. В. Кокышев зарисовал.

В записях поэта встречаются описания и зарисовки старинных предметов домашней утвари, к примеру, айаксалгыш ‘шкафа для посуды’. Автор фиксирует, что в аиле у Тойдоновой Марии есть айаксалгыш, «…который состоит из стенок, вырезанных из палок трехгранной формы ребрами наружу, плоской стороной внутрь, которые образует ровное, круглое пространство внутри. Трехгранные палочки скреплены внизу и вверху двойным обручем, прошитые ремешком. Дно составляет круглая доска, привязанная ремешками за обруч. У трех основных палок с колпачком привязываются ремешки для закрепления к седлу. По форме напоминало ведерко, айаксалгыш покрывали красной краской».

Помимо собранного этнографического материала, в дневниковых записях Л. В. Кокышева встречаются и фольклорные материалы: песни; поговорки, легенда о звезде Уч-Мыйгак (Ӱч-Мыйгак); сказка «Барал-каан», записанная от Таштамышева Н. С. в с. Улаган; песни Калана, знаменитого певца при зайсане Юлукове, записанные от его внука Каланова Петра в с. Коо (Кöö). Л. В. Кокышев подробно расспрашивал информантов о их жизни, истории их семьи. Этнографические заметки Л. В. Кокышева представляют собой интересный и ценный исторический материал и несомненно будут в ближайшее время включены в научный оборот.

Ученый секретарь, науч. сотр. НИИ

алтаистики им. С. С. Суразакова» С. Д. Дилекова

Этнографические зарисовки Л. В. КокышеваЭтнографические зарисовки Л. В. Кокышева Этнографические зарисовки Л. В. Кокышева Этнографические зарисовки Л. В. Кокышева Этнографические зарисовки Л. В. Кокышева