С творчеством Лазаря Васильевича Кокышева знаком каждый из нас. Имя его тесно связано с алтайской литературой и искусством. В архиве БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова» сохранилась тетрадь поэта с этнографическими заметками, которая открывает Лазаря Васильевича как собирателя этнографического материала.
С первых лет открытия Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы научные сотрудники были заняты обширной экспедиционной работой, собирали языковой и этнографический материал. В одну из таких поездок в 1956 г. в Улаганский район был привлечен Л. В. Кокышев. Он занимался сбором этнографического и фольклорного материала, в его заметках отразились особенности материальной и духовной культуры теленгитов Улаганского района. В своем дневнике он отмечает: «Итого 18 информаторов, от которых записаны по этнографии и фольклору сведения, в том числе и зарисовки предметов быта из прошлого».
В Улаганском районе им была записана история происхождения сел, изучены предметы быта, домашняя утварь, зафиксированы фольклорные тексты. Он детально описывает каждого информанта, к примеру: «Танзаева Анисья, 86 лет из рода алмат живет в шестиугольной юрте. Одета в конусно-летнюю шапку из овчины, покрытой сверху черной хлопчатобумажной тканью, края, опущенные черной мерлушкой. Халат с полными рукавами, ворот в форме полу накидки. Халат из хлопчатобумажной цветной ткани (коричневой) под халатом куртка. Халат полуглухой с двумя не застегнутыми перламутровыми пуговицами». Также им подробно описывается одежда алтайцев, жилище. Каждый дом, который он посетил, описывается со всеми деталями и особенностями: «Двухквартирный дом с сенями. Внутренность дома: камелек, сделанный из камней и замазанный сверху глиной и выбеленный извёсткой местного производства. Дом русского образца: кровать деревянная, занавеска, опущенная с потолка, крепкий стол из лиственницы, радиоприемник, швейная машина, портреты руководителей партии и правительства. Много вышитых картинок современного вида, вышиваемые теленгитками с. Язула». Особое внимание он уделял аилам, описывая их подробно, а внутреннее убранство аила Танзаевой Анисьи и Акчиной (имя не указано) Л. В. Кокышев зарисовал.
В записях поэта встречаются описания и зарисовки старинных предметов домашней утвари, к примеру, айаксалгыш ‘шкафа для посуды’. Автор фиксирует, что в аиле у Тойдоновой Марии есть айаксалгыш, «…который состоит из стенок, вырезанных из палок трехгранной формы ребрами наружу, плоской стороной внутрь, которые образует ровное, круглое пространство внутри. Трехгранные палочки скреплены внизу и вверху двойным обручем, прошитые ремешком. Дно составляет круглая доска, привязанная ремешками за обруч. У трех основных палок с колпачком привязываются ремешки для закрепления к седлу. По форме напоминало ведерко, айаксалгыш покрывали красной краской».
Помимо собранного этнографического материала, в дневниковых записях Л. В. Кокышева встречаются и фольклорные материалы: песни; поговорки, легенда о звезде Уч-Мыйгак (Ӱч-Мыйгак); сказка «Барал-каан», записанная от Таштамышева Н. С. в с. Улаган; песни Калана, знаменитого певца при зайсане Юлукове, записанные от его внука Каланова Петра в с. Коо (Кöö). Л. В. Кокышев подробно расспрашивал информантов о их жизни, истории их семьи. Этнографические заметки Л. В. Кокышева представляют собой интересный и ценный исторический материал и несомненно будут в ближайшее время включены в научный оборот.
Ученый секретарь, науч. сотр. НИИ
алтаистики им. С. С. Суразакова» С. Д. Дилекова