Печать
АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ТРУДАХ С.С. КАТАША

Сергей Сергеевич Каташ был среди первых научных сотрудников, которые стояли у истоков становления Института. Сектор литературы на начальном этапе был представлен двумя научными сотрудниками – С.С. Суразаковым и С.С. Каташом, которые занимались изучением истории алтайской литературы и фольклора.

Имя С.С. Каташа связано и с алтайской фольклористикой, и с образованием в вузе, и с ораторским искусством, и с развитием алтайского литературоведения и критической мысли. Литературно-критические работы С.С. Каташа нашли отражение в ряде статей и в крупных исследованиях: «Литературные портреты» (1971), «Путь молодой литературы» (в соавторстве с В.И. Чичиновым, 1973), «Эркемен – человек ласковый» (1995), «Павел Кучияк» (1997), «Лик Алтая» (2000).

Одной из первых статей, опубликованных в альманахе «Алтайдыҥ тууларында», была работа, посвященная Ч. Чунижекову. Творчество «старейшего алтайского писателя» привлекало большое внимание критика. В 1973 г. на конференции, посвященной актуальным проблемам алтайской литературы, С.С. Каташ выступил с докладом «К проблеме становления алтайской литературы на путь социалистического реализма». Данная работа написана в рамках тех идеологических парадигм, повлиявших на развитие как теории критики в 1970–1980 гг., так и многонациональной советской литературы. Через анализ развития метода социалистического реализма С.С. Каташ прослеживает историю алтайской литературы ХХ в., отмечая характерные черты роста литературного творческого потенциала от М. Чевалкова, через литературу 1920–30 гг. до Б. Укачина и Д. Каинчина. Большое внимание в своей статье он уделяет прозаическим жанрам алтайской литературы, отмечая как достижение тот факт, что «усилилось внимание писателей к этическим проблемам, к достоинству человека, к его личности».

Известно, что проза в середине ХХ в. развивалась не так активно, как лирика, и эта проблема была темой обсуждения на конференции, посвященной проблемам алтайской литературы (1975). Об актуальных проблемах алтайской прозы С. С. Каташ писал еще в 1965 г., продолжив свои исследования в коллективном сборнике «Очерки по истории алтайской литературы» (1969). Интересно, что в данном издании раздел «Алтайская литература на современном этапе» написан С.С. Каташом в соавторстве с Г.В. Кондаковым, при этом после вступительного слова информация была разделена на две части: «Современная алтайская проза» и «Современная алтайская поэзия». Стилистические особенности текста и подбор художественного материала части, посвященной прозе, позволяют предположить, что она написана С.С. Каташом. В данной части подробно рассмотрены первый алтайский роман «Арина» Л.В. Кокышева, повесть «Мундузак» Ч.А. Чунижекова, рассказы И.П. Кочеева, роман Э.М. Палкина «Алан», рассказы С. Суразакова, первые прозаические опыты А. Адарова и его повесть «Амаду».

Следующим этапом осмысления развития алтайской литературы стало монографическое исследование творчества писателей Горного Алтая, и первым опытом в данном направлении стало исследование «Путь молодой литературы» С.С. Каташа и В.И. Чичинова. Подобного рода работы стали не только критерием оценки качества как отдельного литературного произведения писателя и всего его творческого вектора, но и фактором для дальнейшего роста алтайской  литературы. В статье «Барометры литературы» С.С. Каташ и В.И. Чичинов перечисляют недостатки алтайской литературной критики, такие, как «поверхностность, комплиментарность, зачастую пересказ, а не анализ произведения, слабая связь с жизнью». В то же время авторы понимают, что начинающего писателя (такими были многие, о ком они писали) необходимо поддержать, выявить, подчеркнуть в произведениях имеющиеся положительные черты и стимулировать динамику роста творческого мастерства. Об этом писал и А. Адаров: «В развитии алтайской национальной литературы особую роль играет Сергей Сергеевич Каташ. Если бы он в начале наших творческих путей, имею в виду Л. Кокышева, Э. Палкина и себя, нас, начинающих, жестоко бы критиковал, порол, позорил публично за слабые произведения, то мы бы разуверились в своих силах, может быть перестали вдохновенно работать во всех жанрах литературы».

В жанровом отношении статьи и очерки, посвященные отдельным персоналиям алтайских писателей, даны с такими пометками, как эссе, этюд, штрихи к портрету…, подразумевая тем самым только начало осмысления рассматриваемой тематики. Уровень развития литературы и социокультурная обстановка исторического периода позволяла С.С. Каташу отмечать то, что существовавшая литературная критика не могла охватить тот поток издаваемых произведений алтайской литературы, осмыслить и проработать в синхронном аспекте. Эта проблема остается актуальной и сегодня, и слова критика, поддерживающие постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», применимы и к нашему времени, не смотря на то, что кардинально изменилась и литературная ситуация, и политический строй, и социальная атмосфера: «Наши печатные органы, радио должны сыграть ведущую роль в подготовке кадров критиков, рецензентов, литературоведов. Постоянные рубрики, несомненно, привлекут многих любителей литературы из числа самих читателей, учителей, студентов, специалистов, литературных работников. Наконец, было бы неплохо при факультете общественных профессий Горно-Алтайского пединститута открыть школу (отделение) для начинающих литературоведов и критиков, привлечь к преподаванию журналистов, ведущих критиков, литературоведов, писателей. Необходимо всячески активизировать деятельность совета по критике  и литературоведению при областной писательской организации».

В 1982 году в статье «Фольклор в произведениях алтайских писателей» С.С. Каташ исследует влияние произведений устного народного творчества на литературу. Говоря об их взаимодействии, критик прослеживает эволюцию использования фольклорного материала от «эмпирического фольклоризма» образной системы и жанровой преемственности до «эстетически усложненного, «скрытого» фольклоризма». Наиболее интересными являются замечания о процессе взаимовлияния и взаимообогащения фольклора и литературы на примере сотворчества Н.У. Улагашева и П.В. Кучияка.

На рубеже критики и литературоведения находится работа С.С. Каташа «Эркемен – человек ласковый» – подробный, детальный анализ поэтических и прозаических произведений Э.М. Палкина, который до настоящего времени, по мнению Р.А. Палкиной, является наилучшим исследованием творчества классика алтайской литературы.

Итогом многолетних исследований литературы Горного Алтая стало издание «Лик Алтая» (2000), куда вошли как статьи 1960–70-х гг., так и философские размышления алтайского ученого о литературе, культуре и истории алтайского народа в конце ХХ в.

В критических статьях С.С. Каташа отразилась вековая эпоха алтайского народа, его история, литературные поиски, достижения и ошибки, путь становления и поиска способов отражения образа времени, в котором жили и творили и писатели, и их критик.

Канд. филол. наук, и.о. рук. науч.-исслед. гр.

литературы М.С. Дедина

АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ТРУДАХ С.С. КАТАША АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ТРУДАХ С.С. КАТАША АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ТРУДАХ С.С. КАТАША АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ТРУДАХ С.С. КАТАША
Категория: Научно исследовательская группа литературы
Просмотров: 140